История поезда Сапсан

Скоростными поездами в РФ называются составы, которые идут со скоростью выше средней железнодорожной. В нашей стране это больше 140 км/час. Составы, которые идут со скоростью выше 200 км/час называются высокоскоростными.

Впервые регулярное движение высокоскоростных поездов появилось в Японии с 1964 года. В СССР с 1963 года на маршрут Москва — Ленинград вышел скоростной поезд «Аврора». Его скорость доходила до 160 км/час. Планы по внедрению именно высокоскоростного движения были и тщательно прорабатывались. Было выбрано именно направление Ленинград-Москва. Но в результате известных политических событий планы не были воплощены в жизнь. В 1993 году президент отменил указ о создании такой магистрали между столицей и Санкт-Петербургом.

К старым планам вернулись позже. В 2009 году в рейс впервые вышел такой сверхбыстрый поезд под названием «Сапсан».

История «Сапсана»

Чтобы запустить маршрут именно высокоскоростного поезда потребовалась большая подготовительная работа. Первый высокоскоростной поезд российского производства был разработан к 2000 году. Но потом был признан технически недоработанным, а также экономически невыгодным. Руководство РЖД приняло решение закупить составы у германской компании Сименс, с возможностью техобслуживания в течение 30 лет.

Документ о покупке 8 поездов высокоскоростного типа подписали в 2006 году представители РЖД и Сименс. А в 2007 году в Германии открыли производство первого высокоскоростного  электропоезда для России.

Первоначально предполагалось, что собирать составы «Сапсан» будут в России. Планировалось собрать порядка 60 составов, для этого создать специальное совместное производство. Но потом от этой идеи отказались. Закупили только 8 поездов этого типа. Эти поезда будут развивать скорость до 250 км/час, в будущем планируется увеличение максимальной скорости до 330 км/час.

Специальные рельсы для высокоскоростной железной дороги закупили у японской фирмы. Их использовали на Октябрьской дороге при разработке пути с высокой скоростью.

В конце июля 2009 года «Сапсан» сделал пробный рейс. А постоянно курсировать по направлению Петербург-Москва он начал с декабря того же года.

«Сапсан» и СМИ

С самого начала постоянных рейсов «Сапсан» обзавелся аккаунтом в твиттере и блогом. Там все желающие могут узнать нужную информацию и обсудить интересующие вопросы.

В сети появились и рисованные мультфильмы, где героем выступает персонаж Сапсанчик. Заказчик рекламы – РЖД. Есть и рекламные ролики, где присутствуют кадры реальных рейсов поезда.

Перспективы развития

Высокоскоростные составы признаны приоритетным направлением развития в РЖД. Но для этого необходимо строить специализированные магистрали. Первая высокоскоростная магистраль Москва – Санкт-Петербург была давно запланирована, но так пока и не построена. В ближайшей перспективе — строительство высокоскоростных магистралей от Москвы до Казани, а затем до Екатеринбурга.

Недавно возобновили маршрут «Сапсана» от Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода. Планируются и другие маршруты.